Ельдар Ефендієв: «Якщо людина не володіє достатньою кількістю самоіронії, то вона не може бути цікавою навіть собі» (ФОТО)

Ельдар Ефендієв: «Якщо людина не володіє достатньою кількістю самоіронії, то вона не може бути цікавою навіть собі» (ФОТО)

«Чужинець», як його називають, що народився у Баку, але усе свідоме життя прожив на Закарпатті, розповів Мукачево.net історію з життя, яка не може залишити байдужим. Історію про любов простої людини до високого мистецтва та про прагнення наповнити культурну мозаїку своєї держави неперевершеними роботами геніїв минулого та талановитих сучасників.

Творче кредо Ельдара Ефіндієва Бахрам-огли: «Не порівнювати, не пишатися, не заздрити». Його він проніс через усе творче життя.

Живописець має вищу художню освіту. Закінчив Львівський державний художній інститут прикладного та декоративного мистецтва. Є членом Національної Спілки художників України.

Працює у галузі натюрморту, портрету, втім, основа його творчості – складні сюрреалістичні композиції.

Далі пряма мова:

 

Много лет назад меня попросили дать свои картины на выставку в Ужгороде. Мне не очень хотелось с ними расставиться, поэтому, я поставил очень высокую цену – был уверен, что таких денег за картины никто не даст.

После – когда я за ними пришел – в зале не было ни одной. Я спросил, где же все мои работы? Мне ответили, что их купил мужчина, который стоит в конце зала. Я подошел к нему – мы разговорились. Его звали Михай Мерч – он был венгром. Мы договорились, что я поеду с ним в Венгрию и сделаю для него пятнадцать работ. 

Все прошло очень хорошо. Это прекрасная семья, которая относилась ко мне с большим уважением и любовью. Я выполнил весь, как мы и договаривались. И вот, когда я собирался уезжать, он меня спросил, как точно на латыни пишется мое имя. Я поинтересовался зачем ему это нужно.

Он повел меня в другую комнату, показал мне каталог и говорит: «Ну, вот, Эльдар, смотри, в этом каталоге у меня вся информация о художниках, картины которых есть в моем доме. Культура ведь состоит из капелек. Ты сделал мне пятнадцать картин. Я считаю, что это пятнадцать маленьких капелек в венгерскую культуру». 

У него был огромный зал с картинами – более двухсот работ. Там были даже те мастера, которых я изучал по истории искусств. Это был человек, который очень серьезно интересовался живописью, принимал участие в аукционах.

Он вел специальную картотеку о художниках: кто, где учился, из какой страны, кто был его учителем. Меня заинтересовало, как он до этого дошел. Я никогда не видел людей, которые бы так трепетно относились к искусству.

Тогда Михай рассказал о своей жизни: о том, что все началось задолго до войны. Он был из очень бедной семьи. У отца с матерью было пять детей. Они жили где-то под Дебреценом. Отец не смог дать детям образование – единственный кого он мог обучить был Михай. Он отправил его к портному еврею.

Это был настолько хороший мастер, что по завершению обучения у него, лучшим ученикам выдавалась рекомендация, по которой их брали работать куда угодно. 

Этот портной брал учеников на свое полное обеспечение, а после окончания учебы и практики еще и давал подъемные. Но самое главное то, что ежедневно мастер рассказывал ровно час об истории искусства, а дома у него была огромная галерея.

Михай говорил, что каждый раз, когда выходил в город, заходил в картинные галереи. В одном из комиссионных магазинов он увидел работу, которая ему очень понравилась, но цена была достаточно серьезная. Он ходил к витрине много месяцев, и когда, наконец, получил подъемные, то первым делом, побежал и купил эту работу.

Он принес ее своему учителю, чтобы тот оценил, насколько удачна его покупка. Учитель посмотрел и сказал, что работа очень хорошая. Потом он спросил о цене. Михай заплатил за нее половину тех подъемных, которые ему дали.

Учитель, ничего не говоря, вышел в другую комнату. После, он вернулся и отдал ему все деньги за картину. Когда Михай спросил, зачем он это делает, учитель ответил: «Ты единственный, кто потратил эти деньги на искусство».

Так Михай Мерч стал коллекционером. Это очень благородная и поучительная история.

    

Я рисовал для него в Венгрии в 1990-1991 годах. Потом я уехал, и судьба меня долго не закидывала туда. 1995-1996 я заехал по дороге из Австрии в Венгрию, встретился со стариком – мы посидели, поболтали.

Потом я решил приехать к нему в 2005, но вместо дома перед собой я увидел равнину. Я был в ужасе, побежал в соседний магазин, спросил у продавщицы о них. Она сказала, что Михай умер – не дожил до восьмидесяти пяти. Государство выкупило участок, а семья разъехалась в разные города.

Напоследок мне бы хотелось сказать, что искусство – это очень непростая вещь. Может, я кусочек картины и сделаю лучше, чем Леонардо, но это всего лишь кусочек. Леонардо – это масштаб. Я считаю, что если человек не обладает достаточным количеством самоиронии, то он не может быть интересным даже самому себе.

 

Фото Езри Тобака

Якщо ви знайшли помилку, виділіть текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.
Коментарі -
Зачекайте...